Суббота, 20.04.2024, 15:34
АДМИНИСТРАТИВНО - ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РАБОТА
И ОХРАНА ТРУДА В ШКОЛЕ
Главная | RSS
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Меню сайта
Содержание
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих [4]
Аттестация [6]
Должностные обязанности [41]
Трудовые договора [12]
Критерии [13]
Сокращение кадров [10]
Шаблон табеля [2]
Ведение документации [8]
Кадровые вопросы
Наш опрос
Как вы считаете: кто "главный" в школе?
1. Директор
2. Зам. по АХР
3. Я
4. Учитель
5. Зам. по УВР
6. Уборщица
7. Вахтёр
8. Сторож
Всего ответов: 138
КАРТА
Здесь был
Радио онлайн
Главная » Файлы » Работа с персоналом » Должностные обязанности

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
22.06.2015, 09:04

Обязанности технических работников

 

Вопрос: Что входит в обязанности технического персонала в общеобразовательных учреждениях? Должны ли уборщицы мыть окна, стены? Действует ли по-прежнему норма убираемой площади (500 кв. м) при переходе на новую систему оплаты труда? Можно ли включать доплату за расширение зоны обслуживания в сумму оплаты труда, которая должна превышать МРОТ согласно трудовому законодательству?

 

Переход на новые системы оплаты труда (НСОТ) не повлек за собой своевременной разработки необходимой нормативной правовой базы. Поэтому, несмотря на отмену ЕТС, на практике продолжают использоваться ряд нормативных актов, разработанных в 90-е гг., в том числе и при регламентации труда младшего обслуживающего персонала в общеобразовательных учреждениях.

Норма убираемой площади была отражена в Типовых штатах <1>. Согласно п. 14 данного документа должность уборщика служебных помещений устанавливалась из расчета 0,5 единицы должности на каждые 250 кв. м убираемой площади, но не менее 0,5 единицы должности на школу.

--------------------------------

<1> Приказ Минпроса СССР от 31.12.1986 N 264 "Об утверждении Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и Дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем".

 

В общеобразовательных школах, в которых проводятся занятия учащихся во вторую, третью смены, а также имеются группы продленного дня, дополнительно устанавливаются должности уборщика служебных помещений из расчета: в школах, работающих в 2 смены, - 0,25 единицы должности на каждые 250 кв. м, а в школах, работающих более двух смен или имеющих группы продленного дня, - 0,5 единицы должности на каждые 250 кв. м убираемой площади, используемой учащимися этих смен и группами продленного дня.

Тем самым фактически была установлена норма убираемой площади (500 кв. м) на ставку заработной платы уборщика служебных помещений.

Однако Типовые штаты утратили силу на территории РФ в связи с изданием Приказа Минобрнауки России от 09.06.2008 N 177 <2>.

--------------------------------

<2> Приказ Минобрнауки России от 09.06.2008 N 177 "О признании не подлежащими применению на территории Российской Федерации ведомственных нормативных правовых актов".

 

В то же время ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ <3> устанавливает, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативных правовых актов должно быть соблюдено следующее условие: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

 

Таким образом, исходя из норм федерального законодательства, следует, что норма убираемой площади 500 кв. м на ставку заработной платы уборщика служебных помещений должна быть сохранена при принятии органами местного самоуправления нормативных правовых актов, регламентирующих оплату труда в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Что касается должностных обязанностей, то пока еще не отменено Постановление Минтруда России от 10.11.1992 N 31 <4>, которым утверждена характеристика работ для должности "уборщик". Так, уборщик служебных помещений осуществляет уборку холлов, вестибюлей, коридоров, лестничных клеток служебных и других помещений общественных и административных зданий; удаление пыли с мебели, ковровых изделий, подметание и мытье вручную или с помощью машин и приспособлений стен, полов, лестниц, окон; влажное подметание и мытье лестничных площадок, маршей, мест перед загрузочными клапанами мусоропровода, удаление пыли с потолка, влажная протирка стен, дверей, плафонов, подоконников, оконных решеток, перил, чердачных лестниц; подметание и мытье площадки перед входом в подъезд; мытье пола, влажную уборку стен, дверей, потолков, плафонов кабины лифта; сбор и перемещение мусора в установленное место; чистку и дезинфицирование санитарно-технического оборудования в местах общего пользования; получение моющих и дезинфицирующих средств, инвентаря и обтирочного материала.

--------------------------------

<4> Постановление Минтруда России от 10.11.1992 N 31 "Об утверждении Тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих".

 

Таким образом, мытье стен, окон входит в должностные обязанности уборщика служебных помещений.

При формировании должностных обязанностей уборщиков, в том числе регламентации периодичности проведения различных видов уборки, можно опираться на Нормы труда на вспомогательные работы в жилищно-коммунальном хозяйстве <5>, содержащие нормы обслуживания, нормы времени и нормативы численности, предусмотренные для вспомогательных работ (уборки производственных, служебных и культурно-бытовых помещений, полотерных, стеклопротирочных, столярных, погрузочно-разгрузочных, складских работ, технического обслуживания и текущего ремонта радиотелевизионной аппаратуры и слаботочного оборудования и др.), выполняемых на предприятиях и в организациях жилищно-коммунального хозяйства любых организационно-правовых форм.

--------------------------------

<5> Утверждены Госстроем России.

 

Помимо норм уборки различных видов служебных и культурно-бытовых помещений, в указанном сборнике приведена периодичность выполнения основных работ по уборке служебных и культурно-бытовых помещений. Так, в частности, удаление пыли пылесосом или подметание влажным веником полов должно производиться ежедневно, влажная протирка - 1 раз в неделю, мытье - 1 раз в месяц. Сухая протирка столов, шкафов, книжных полок - ежедневно, влажная протирка стульев - 1 раз в неделю и т.д. Влажная протирка стен, отопительных приборов (радиаторов) должна осуществляться 4 раза в год, оконных блоков с подоконниками - 1 раз в неделю. Подметание пыли с потолков - 2 раза в год. С такой же периодичностью должны мыться и окна.

Что же касается размеров оплаты труда уборщика служебных помещений (да и других должностей хозяйственного персонала), то согласно ст. 133 ТК РФ в действующей в данное время редакции месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому месячная заработная плата для уборщика служебных помещений должна превышать МРОТ исходя из нормы убираемой площади, а доплата за расширение зоны обслуживания должна увеличивать сумму заработной платы по сравнению с МРОТ. В то же время сумма такой доплаты может быть ниже МРОТ. Иными словами, нормы законодательства не заставляют образовательное учреждение платить техническому работнику, работающему более чем на ставку, за каждую выполняемую на ставку норму труда (в частности, убираемой площади) сумму, превышающую МРОТ.

 

Северные надбавки и МРОТ

 

Вопрос: При переходе на новые системы оплаты труда в условиях установления с 1 января 2009 г. минимального размера оплаты труда равным 4330 руб. должна ли оплата труда превышать МРОТ с учетом северных надбавок или они могут включаться в МРОТ?

 

Согласно ст. 129 "Основные понятия и определения" ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ <6> из ст. 129 ТК РФ исключено понятие минимального размера оплаты труда и ликвидирована его взаимосвязь с базовыми ставками (базовыми должностными окладами) заработной платы.

--------------------------------

<6> Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации".

 

При этом на основании ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В условиях перехода на новые системы оплаты труда и установления с 01.01.2009 минимального размера оплаты труда в сумме 4330 руб. имеются различные точки зрения по поводу того, должна ли оплата труда превышать МРОТ с учетом северных надбавок или они могут включаться в него.

Прямое толкование изменения законодательства приводит к выводу о том, что доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера являются составной частью заработной платы, а значит, входят в общую сумму месячной заработной платы работника, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Иначе для чего было менять законодательство?

Однако, по нашему мнению, такая упрощенная трактовка не учитывает всей совокупности норм трудового законодательства, а также вышеназванного условия, установленного ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ.

Так как при введении новых систем оплаты труда субъектами РФ и муниципальными образованиями должны учитываться указанные нормы, исключение определения МРОТ из трудового законодательства должно трактоваться без ущемления прав работников, проживающих на территориях с особыми климатическими условиями.

При этом согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Из положений данной статьи можно сделать вывод о том, что районные коэффициенты и процентные надбавки за условия труда в особых климатических условиях должны применяться к сумме заработной платы, которая исходя из положений ст. 133 ТК РФ в случае выполнения работником нормы рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей) не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В то же время с 1 сентября 2007 г. признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. В связи с этим органы государственной власти и органы местного самоуправления освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и размера МРОТ. При этом размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время не могут быть менее минимального размера оплаты труда.

Следует обратить особое внимание на то, что в конечном итоге вопрос о том, какая из изложенных точек зрения станет официальной трактовкой законодательства, будет, скорее всего, разрешен в судебном порядке. В северных регионах страны уже начались судебные процессы по данным вопросам, есть уже обращения в Конституционный Суд.

Другой вариант устранения противоречий относительно минимального размера оплаты труда - принятие соответствующего законопроекта Государственной Думой. Такой законопроект внесен в Государственную Думу Госсобранием Республики Саха (Якутия). В нем регламентируется состав минимального размера оплаты труда, в частности по включению или не включению в состав МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат, которые по норме ч. 1 ст. 129 ТК РФ вместе с вознаграждением за труд и образуют структуру заработной платы.

Отметим, что компенсационные выплаты за особые климатические условия устанавливаются работникам не в целях вознаграждения за определенный труд, а именно для компенсирования неблагоприятного воздействия особых условий труда (в том числе тяжелых природно-климатических условий и более высоких цен на товары и услуги в северных регионах). Следовательно, такие выплаты не могут включаться в минимальный размер оплаты труда, что четко определяется названным законопроектом.

 

В каких случаях работнику можно платить менее МРОТ?

 

Вопрос: Должна ли превышать МРОТ заработная плата совместителей, работников, имеющих неполную рабочую неделю, если месяц отработан ими в организации не полностью в связи с тем, что они находились на больничном, в ежегодном отпуске и т.д.?

 

Минимальный размер оплаты труда является одним из видов государственных гарантий. В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ работник имеет право на оплату труда не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда только в случае, если он полностью отработал норму рабочего времени соответствующего месяца и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).

Поэтому, если работник трудится в режиме неполного рабочего времени (например, на условиях работы по совместительству) или отработал не весь фонд рабочего времени (например, находился на больничном, в ежегодном отпуске), установленный на данный месяц, применительно к таким случаям ТК РФ не гарантирует, что месячная заработная плата работника будет не ниже минимальной.

В таких случаях оплата труда производится пропорционально отработанному работником времени, поэтому оплата совместителей, работников, трудящихся в режиме неполного рабочего времени, должна быть не менее соответствующей доли минимального размера оплаты труда.

В то же время отметим, что при невыполнении норм труда (должностных обязанностей), а также при простое по причинам, не зависящим от работника и работодателя (ст. ст. 155, 157), за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки (оклада). При этом заработная плата в этих случаях, очевидно, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Это относится к оплате как квалифицированного, так и неквалифицированного труда.

 

Регламентация труда заместителя директора по безопасности

 

Вопрос: В нашей школе введена должность заместителя директора по безопасности. Какие нормативные акты регламентируют оплату труда по данной должности? Какова продолжительность отпуска у этого работника?

 

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

- в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

- в государственных учреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

- в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При этом системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Таким образом, размеры оплаты труда заместителя директора общеобразовательного учреждения по безопасности регламентируются положением об оплате труда конкретного муниципального образовательного учреждения, принятым в соответствии с действующими в данном муниципальном образовании нормативными правовыми актами.

На федеральном уровне согласно Положению об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений <7> должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений. Не является исключением из этого правила и заместитель руководителя по обеспечению безопасности.

--------------------------------

<7> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583.

 

Что же касается отпуска заместителя директора школы по обеспечению безопасности, то Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 <8> предусматривается предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска заместителям руководителей образовательных учреждений в случае, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой.

--------------------------------

<8> Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам".

 

Должность заместителя директора по обеспечению безопасности не связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой, поэтому отпуск предоставляется на общих основаниях, предусмотренных ст. 115 ТК РФ, то есть его продолжительность составляет 28 календарных дней. Дополнительно к данному отпуску может быть предоставлен дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день (если данная должность отнесена в учреждении к должностям, для которых установлен режим работы с ненормированным рабочим днем, либо такое условие предусмотрено трудовым договором).

Продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, но он согласно ст. 119 ТК РФ не может быть менее трех календарных дней. Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в муниципальных образовательных учреждениях устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления.

 

Нормативная наполняемость классов

 

Вопрос: Какая установлена нормативная наполняемость классов в общеобразовательных школах городской и сельской местности? Имеют ли право органы управления образованием требовать, чтобы в классе было не менее 25 учащихся в городской школе? Кто и как может быть наказан за превышение предельной наполняемости классов?

 

Согласно п. 25 Типового положения об общеобразовательном учреждении <9> количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии. При этом п. 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения.

--------------------------------

<9> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196.

 

Таким образом, из приведенных норм следует, что Типовым положением об общеобразовательном учреждении определена предельная наполняемость классов для школ городской местности - 25 учащихся в классе. Формирование классов с наполняемостью более 25 человек данным Положением не разрешается.

При этом наполняемость классов в количестве 25 обучающихся установлена только для общеобразовательных учреждений в городской местности. Согласно п. 27 Типового положения об общеобразовательном учреждении количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения.

Иногда ошибочно говорят о нормативной наполняемости класса в сельской местности в 20 человек. Согласно п. 31 Типового положения об общеобразовательном учреждении при проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы в городских общеобразовательных учреждениях, если наполняемость класса составляет 25 человек, и в сельских - не менее 20 человек. Таким образом, 20 человек - это лишь наполняемость класса в сельской местности, при которой осуществляется деление класса на две группы при проведении определенных занятий.

Тем самым в любом сельском общеобразовательном учреждении (а не только отнесенном к категории малокомплектных) должен открываться класс даже с наполняемостью 1 - 2 учащихся, если того требуют потребности населения. Закрывать школу в таком случае органы управления образованием не имеют права, если не получат на то согласие схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (это требование п. 5 ст. 34 Закона об образовании <10>). В случае получения такого согласия можно говорить об отсутствии потребности населения в открытии классов в сельской школе. При его отсутствии жители могут требовать (в том числе обращаясь в органы прокуратуры или суд) открытия класса в сельской школе, независимо от его наполняемости.

--------------------------------

<10> Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".

 

Следует отметить, что п. 2.3.1 СанПиН 2.4.2.1178-02 жестко определяется, что наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Поэтому превышение наполняемости в 25 человек в любом классе общеобразовательной школы является грубым нарушениям санитарных норм. За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения в соответствии со ст. 6.7 КоАП РФ должностные лица (в том числе директор общеобразовательного учреждения) могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., а юридическое лицо (общеобразовательное учреждение) - в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб.

Кроме того, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <11> предоставляет органам Роспотребнадзора достаточно широкий спектр полномочий, в том числе пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные данным законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

--------------------------------

<11> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322.

 

Возможны вынесения предписаний органами Роспотребнадзора о прекращении деятельности общеобразовательного учреждения вследствие нарушения санитарных норм до их устранения.

Кроме того, возможны и представления прокуратуры по поводу нарушения законодательства об образовании и прав детей на образование. При этом действия органа управления образования могут быть расценены как подстрекательство к нарушению законодательства, влекущему нарушение прав граждан на образование (переполненность классов и нарушение санитарных норма), и, следовательно, злоупотребление полномочиями должностными лицами органа управления образованием. В связи с этим возможно даже возбуждение уголовных дел по отношению к руководителям органов управления образованием, издающим нормативные акты, предписывающие открывать классы только при его наполняемости 5 и более учащимися, по ст. 285 УК РФ.

 

Новая должность для школы

 

Вопрос: Кто такой тьютор и при каких условиях может вводиться эта должность в муниципальных образовательных учреждениях? Каковы должностные обязанности тьютора?

 

Стать обычной для муниципальных образовательных учреждений должность тьютора может благодаря введению новых систем оплаты труда. На федеральном уровне согласно п. 10 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, которое является рекомендательным для органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при установлении систем оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, штатное расписание учреждения утверждается руководителем и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения.

Приказом Минздравсоцразвития России N 216н <12> должность тьютора отнесена к четвертому квалификационному уровню Профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников (так же, как и должность учителя).

--------------------------------

<12> Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н "Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников образования".

 

С учетом того что Типовые штаты утратили силу на территории РФ в связи с изданием Приказа Минобрнауки России от 09.06.2008 N 177, отсутствуют какие-либо препятствия для введения должности тьютора в муниципальных образовательных учреждениях.

В то же время в действующих нормативных документах должностные обязанности тьюторов практически не проработаны. О введении таких должностей в официальных документах федерального уровня говорится лишь по отношению к высшим учебным заведениям. Так, в Письме Минобразования России от 09.03.2004 N 15-55-357ин/15 <13> рекомендовано вузам организовать службу академических консультантов для содействия студентам в выборе и реализации их индивидуальных учебных планов. При этом в примечании указано, что в зарубежных вузах такие консультанты, как правило, именуются тьюторами.

--------------------------------

<13> Письмо Минобразования России от 09.03.2004 N 15-55-357ин/15 "О Примерном положении об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц".

 

Число консультантов устанавливается вузом исходя из своих экономических и организационных возможностей в зависимости от числа студентов (например, один консультант на 300 студентов). При этом один консультант должен осуществлять работу, как правило, в рамках не более чем одного-двух направлений подготовки (специальностей) и курировать студентов от первого до выпускного курса.

Консультантами могут назначаться работники вуза с высшим образованием (преподаватели, методисты, аспиранты), прошедшие надлежащую подготовку в области структуры и содержания образования определенной группы направлений подготовки (специальностей).

В обязанности тьюторов в вузах входит:

- представлять академические интересы студента;

- готовить все необходимые информационные материалы по организации учебного процесса, представлять их студентам на стендах и сайте вуза;

- осуществлять групповые и индивидуальные консультации студентов с целью наиболее рационального составления индивидуальных учебных планов с учетом рабочих учебных планов по направлениям подготовки (специальностям);

- проводить академические консультации на регулярной основе в течение семестра;

- организовать прием индивидуальных планов студентов в установленный период и участвовать в составлении рабочих учебных планов направлений подготовки (специальностей) на учебный год.

Исходя из такого понимания должностных обязанностей тьютора, данная должность может вводиться в муниципальных общеобразовательных учреждениях, например, при организации профильного обучения с использованием индивидуальных образовательных маршрутов.

В должностные обязанности тьютора общеобразовательного учреждения может быть включено следующее:

- организация персонального сопровождения ученика (малой группы обучающихся) в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- координирование самостоятельной учебы обучающегося;

- помощь учащемуся в разборе его успехов, неудач и правильном формулировании образовательных целей на будущее;

- координирование различных направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения (преподавание предметных и ориентационных курсов, информационная работа и профориентация);

- помощь учащемуся в осознанном выборе стратегии образования и удержания проблемы и трудности процесса самообразования, создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения (формирование индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных траекторий);

- организация коммуникации с учащимся, направленной на анализ выбора, результатов, корректировку индивидуальных учебных планов;

- организация взаимодействия учащегося с завучем, учителями-предметниками и другими возможными преподавателями для коррекции индивидуального учебного плана, вовлечение родителей в процесс оформления и корректировки индивидуальных учебных планов, информирование их о реализации этих планов и об общих образовательных результатах учащегося;

- осуществление мониторинга динамики процесса становления выбора каждым учащимся пути своего образования;

- организация индивидуальных и групповых консультаций для учеников и родителей по вопросам устранения возникающих учебных трудностей и коррекции потребностей, способностей и возможностей, использование различных способов коммуникации с учеником (группой учащихся), включая электронные формы (интернет-технологии).

 

Отпуск работников детского сада

 

Вопрос: Какова продолжительность отпуска для работников детского сада? Какой установлен отпуск педагогическим работникам коррекционного дошкольного образовательного учреждения, а какой - работникам ДОУ компенсирующего вида? Наше учреждение было преобразовано из коррекционного дошкольного учреждения в детский сад компенсирующего вида, изменится ли у нас продолжительность отпуска?

 

Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 предусматривается предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам. При этом установлена различная продолжительность отпуска педагогическим работникам в зависимости от типа и вида образовательного учреждения.

Так, заведующим, их заместителям, воспитателям, концертмейстерам, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям, педагогам-психологам, инструкторам по физкультуре, социальным педагогам дошкольных образовательных учреждений для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья предусмотрен ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Такая же продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска установлена для воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных образовательных учреждений.

В дошкольных образовательных учреждениях заведующим, их заместителям, воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре, педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска установлена 42 календарных дня.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении <14> предусматривает возможность создания дошкольных образовательных учреждений следующих видов:

- детского сада;

- детского сада для детей раннего возраста;

- детского сада для детей предшкольного возраста;

- детского сада присмотра и оздоровления;

- детского сада компенсирующего вида;

- детского сада комбинированного вида;

- детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей;

- центра развития ребенка - детского сада.

--------------------------------

<14> Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении".

 

При этом детский сад компенсирующего вида реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому, если происходит изменение типа учреждения и коррекционное дошкольное образовательное учреждение преобразуется в детский сад компенсирующего вида, продолжительность отпусков педагогических работников может снизиться с 56 до 42 календарных дней.

 

Отзыв из отпуска

 

Вопрос: Я учитель, работаю в общеобразовательной школе. Имеет ли право директор обязать меня выйти досрочно из отпуска для подготовки школы к новому учебному году, хотя у меня осталось еще 20 дней отпуска?

 

В соответствии со ст. 125 ТК РФ отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. При этом вообще не допускается отзыв из отпуска работников в возрасте до восемнадцати лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Таким образом, ряд работников общеобразовательного учреждения вообще нельзя отозвать из отпуска (всех тех, кто занят на работах с вредными условиями труда и получает соответствующую компенсационную выплату). К таким работникам относятся, например, лаборанты, уборщики служебных помещений, в обязанности которых входит уборка туалетов, и др.

Что же касается остальных работников, то ключевым условием для отзыва сотрудника из очередного отпуска является не потребности администрации учреждения, а согласие работника. Порядок получения такого согласия четко не определен законом, поэтому администрации школы следует его получить оформленным письменно, чтобы избежать разногласий с работником. В свою очередь, работник имеет полное право не давать такого согласия, и никаких санкций за это администрация школы применить не вправе.

После получения согласия работника администрация образовательного учреждения оформляет приказ о его отзыве из отпуска. В приказе может быть закреплен порядок использования работником оставшейся части отпуска. Содержание данного приказа должно быть доведено до работника под подпись.

По согласованию между работником и администрацией школы оставшуюся часть отпуска работник может использовать в удобное для него время в текущем году либо присоединить к отпуску за следующий год работы.

Отметим также, что трудовое законодательство предусматривает возможность замены денежной компенсацией части отпуска в порядке, установленном ст. 126 ТК РФ. С учетом того что продолжительность отпуска учителя школы составляет 56 календарных дней, по письменному заявлению работника часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией.

Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении).

Если после отзыва работника из отпуска происходит суммирование ежегодного оплачиваемого отпуска или его перенесение на следующий рабочий год, то денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части. Расчет денежной компенсации за отпуск производится по правилам ст. 139 ТК РФ.

 

Школьная практика

 

Вопрос: Могут ли моего сына, учащегося школы, заставить отрабатывать школьную практику на ремонтных работах в школе?

 

В соответствии с ч. 14 ст. 50 Закона об образовании привлечение обучающихся общеобразовательных учреждений без их согласия и согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Это означает, что учащийся может быть привлечен только к труду, предусмотренному учебной программой. С учетом состава образовательной программы общеобразовательных учреждений это может быть сделано только по программе дисциплины "Технология". Школьная практика может быть разновидностью учебных занятий, и о ней должны предупреждать в начале учебного года, знакомить с содержанием практики, графиком работы, характером занятий учащихся.

Во всех иных случаях для привлечения учащегося к труду (даже к уборке школьной территории) требуется письменное согласие как самого учащегося, так и его родителей (обоих) или законных представителей.

Отметим также, что трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, только для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. При этом для заключения договора требуется согласие одного из родителей (попечителя) или органа опеки и попечительства.

 

А.Б.Вифлеемский

Д. э. н.,

директор

Нижегородского центра

экономики образования

Подписано в печать

21.01.2009

 

 

 

Категория: Должностные обязанности | Добавил: Вован
Просмотров: 1510 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Скачивать материал и добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
Архив новостей
Друзья сайта


Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру

Школьный образовательный проект S-COOL.RU

  • Кадровая работа
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Giveaway of the Day


    Статистика

    Сейчас на сайте всего: 1
    из них гостей: 1
    и пользователей: 0



    Каталоги сайтов

    Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов OpenLinks.RU



    Яндекс.Погода
    Поиск
    Поиск
    Copyright MyCorp © 2024
    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100