Ещё до школы ребенок
привыкает к мысли о необходимости получения знаний, требующихся в будущем. При
этом он не представляет их конкретного состава. Он тянется к знаниям вообще, к
знаниям, как таковым, имеющим общественную значимость и ценность. В этом-то и
проявляется у ребенка любознательность, неодолимый интерес к окружающему. И
очень важно, чтобы в это время, наряду с другими предметами, учителя не
забывали о занятиях по пожарной безопасности. Ведь те азы, которые впитают
младшие школьники, останутся у них на всю жизнь, изменяясь и совершенствуясь. В
первое время школьник ещё не знаком по-настоящему с содержанием конкретных
учебных предметов. У него нет познавательных интересов к самому учебному
материалу. Они формируются лишь по мере углубления. Его учебная работа
опирается при этом на интерес к знанию вообще. Интуитивное принятие ребёнком
ценности знания необходимо поддержать и развивать с начала школьного обучения,
но уже путем демонстрации неожиданных, заманчивых и интересных проявлений
самого предмета. А ведь огонь всегда привлекал детей любого возраста:
маленьких – спички, подростков – костры, старшеклассников –
различные опыты. Тем более, что раздел "Пожарная безопасность"
неразрывно переплетается и с другими предметами (химия, физика), и с бытом, и с
отдыхом. Это позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы
как основу учебной деятельности. Таким образом, для первого этапа школьной
жизни характерно, что ребёнок начинает интересоваться содержанием предметов. За
этот период с младшими школьниками целесообразно рассмотреть темы:
- Огонь –
друг и враг человека;
- Опасность
шалости с огнём;
- Спичка –
не для игры;
- Безопасный
газ;
- Электричество
в доме;
- Что делать
при пожаре;
- Отчего
возникают пожары и их предупреждение;
- Труд
пожарных.
При преподавании раздела
"Пожарная безопасность" учитель, предъявляя одинаковые требования ко
всем детям, должен изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, что
позволит понять их внутренний мир. Лишь на основе такого специального изучения
детей можно выбирать конкретный способ воздействия на них, цель которого
состоит в воспитании у детей серьезного отношения к проблеме пожаров, а значит,
и в обеспечении их личной безопасности. Для этого необходимо, чтобы детям было
интересно на проводимых занятиях. Учитывая, что процесс обучения в младших
классах обычно строится так, чтобы дети получали те или иные готовые знания,
которые необходимо запомнить и применять в нужных ситуациях, у ребёнка часто
гаснет тяга к предмету. Наиболее верный способ предупредить
"насыщение" предметом состоит в том, чтобы дети получали на уроках
достаточно сложные учебно-познавательные задачи, сталкивались с проблемными
ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями о
пожарной безопасности, знания, умения и навыков которые усваиваются в общении с
учителями, родителями, сверстниками, в играх, при чтении книг. Для проведения
занятий можно использовать детскую литературу:
- С.Маршак
"Пожар", "Кошкин дом", "Рассказ
о неизвестном герое";
- Т.Юрмин "Кто
плохой?";
- В.Ровицкий "Друзья
в твоём доме";
- И.Демьянов
"Коробок – чёрный бок";
- К.Паустовский
"Барсучий нос";
- Е.Хоринская "Спичка-невеличка";
- С.Михалков
"Дядя Стёпа";
Л.Толстой "Пожарные
собаки". Полный текст возможно будет скачать после регистрации на сайте
|