Положения вышеуказанной статьи основаны на общепринятых нормах международного и российского законодательства в области защиты прав человека, и в частности ребенка. Так, ст. 6 Конвенции о правах ребенка, вступившей в силу для нашего государства с 15.09.90 в результате ратификации ее постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 № 15591, закрепляет право каждого ребенка на жизнь, выживание и здоровое развитие. В свою очередь Конституция РФ гарантирует каждому гражданину нашей страны право на жизнь (ч. 1 ст. 20), личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), а также предусматривает государственную защиту детства (ч. 1 ст. 38 и п. "ж” ч. 1 ст. 72). В развитие этих положений Федеральный закон от 24.07.98 № 124ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” декларирует, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания детей в образовательном учреждении права ребенка (в т. ч. на жизнь и личную неприкосновенность) не могут ущемляться (ч. 1 ст. 9).
Кроме того, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений различных типов и видов, также предусматривают гарантированное Конституцией РФ право каждого ученика (воспитанника) на охрану жизни и здоровья. Требования об охране жизни и здоровья детей (а также работников образовательных учреждений) содержатся, в частности, в пп. 4 и 7 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.01 № 196), п. 8 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 233), п. 3 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (утв. постановлением Правительства РФ от 12.03.97 № 288). На федеральном уровне вопросами обеспечения безопасности образовательных учреждений занимается Федеральное агентство по образованию (Рособразование) согласно отраслевой программе "Безопасность образовательного учреждения”. План мероприятий по исполнению данной программы утверждается агентством ежегодно и включает в себя в качестве основных направлений противопожарные и антитеррористические мероприятия. Последние реализуются в соответствии с требованиями, изложенными в Указе Президента РФ от 13.09.04 № 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом”, а противопожарные мероприятия осуществляются исходя из требований Федерального закона от 21.12.94 № 69ФЗ "О пожарной безопасности” и иных нормативноправовых актов (в т. ч. ведомственных), принятых во исполнение данного федерального закона.
На 2006 г. задачи по обеспечению безопасности образовательных учреждений изложены в приказе Рособразования от 27.04.06 № 346 «Об итогах выполнения отраслевой программы "Безопасность образовательного учреждения” в 2005 году и задачах на 2006 год по обеспечению комплексной безопасности объектов образования». Аналогичные программы разрабатываются и реализуются на уровне субъектов РФ и на местах – на уровне местного самоуправления. Резюмируя вышесказанное, подчеркнем, что на сегодняшний день у любого образовательного учреждения имеется достаточный набор правовых оснований для принятия мер по обеспечению собственной безопасности и безопасности участников образовательного процесса.
В качестве основных направлений организации безопасности школ, при реализации которых требуется выделение значительных денежных средств, необходимо указать следующие:...