Проверка готовности образовательного
учреждения к новому учебному году осуществляется ежегодно в период с 10 по 25
августа. Допускается досрочное проведение проверки.
Проведение проверки готовности ОУ к новому
учебному году не входит в компетенцию органов исполнительной власти субъектов
РФ, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования. Этим полномочием
наделен учредитель государственного (муниципального) ОУ – администрация
муниципального района, городского округа или орган исполнительной власти
субъекта РФ, которому учреждение непосредственно подчиняется.
Компетенция
проверяющих органов
Для проведения
проверки учредитель формирует межведомственную комиссию. В ее состав входят
представители учредителя, профсоюза работников народного образования и науки
РФ, Госпожнадзора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, органа внутренних дел, а
также органа, осуществляющего управление в сфере образования.
Предметом
проверки является состояние ОУ, его готовность к новому учебному году и
деятельности в осенне-зимний период.
Проверка
осуществляется по следующим направлениям:
наличие документации;
состояние здания и территории;
готовность учебных кабинетов и
библиотеки к образовательному процессу;
состояние пищеблока и подсобных
помещений для хранения продуктов;
санитарное состояние;
состояние медицинского пункта;
состояние помещений для занятий
физической культурой;
противопожарное состояние и
антитеррористическая защищенность;
укомплектованность педагогическими
кадрами.
Рассмотрим
подробнее деятельность комиссии по каждому из указанных направлений.
Основные
критерии оценки
В ходе инспекции ОУ комиссия
проверяет наличие следующих документов: устава ОУ; лицензии на право ведения
образовательной деятельности; свидетельства о государственной аккредитации;
локальных актов; должностных инструкций; планов работы учреждения на учебный
год, подготовки к новому учебному году и работе в осенне-зимний период; книги
движения обучающихся; книг приказов; плана повышения квалификации
педагогических работников; трудовых книжек; журналов инструктажа по охране
труда, пожарной безопасности и технической эксплуатации здания.
С
1 января 2011 г. утратили силу положения Закона РФ "Об образовании",
предусматривавшие наличие договора о взаимоотношениях учредителя и
образовательного учреждения.
Проверка
здания
Готовность
здания (зданий) ОУ к новому учебному году и работе в осенне-зимний период
оценивается по следующим критериям:
1. Общее состояние помещений,
качество выполненного текущего или капитального ремонта.
2. Состояние искусственного и
естественного освещения.
Основные помещения ОУ должны
иметь естественное освещение. Его отсутствие допускается в снарядных,
умывальных, душевых, туалетах при гимнастическом зале, душевых и туалетах
персонала, кладовых и складских помещениях (кроме помещений для хранения
легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлах, кино- и фотолабораториях,
книгохранилищах, бойлерных, насосных водопровода и канализации, вентиляционных
камерах и камерах кондиционирования воздуха, а также в помещениях для установки
и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий и хранения
дезинфицирующих средств.
3. Хранение неисправных и
перегоревших ртутьсодержащих ламп, порядок организации их вывоза из здания ОУ.
4. Состояние отопления, оснащение
отопительных приборов регулируемыми кранами.
В случае отсутствия
централизованного отопления проверяется обеспеченность ОУ топливом (в процентах
от годовой потребности) и условия его хранения.
5. Состояние системы вентиляции:
исправность (неисправность) фрамуг в классах (групповых помещениях), а также
принудительной вентиляции в пищеблоке (буфете), учебных мастерских и прачечной.
Концентрация вредных веществ в
воздухе в помещениях с постоянным пребыванием детей (учебные кабинеты, учебные
мастерские, актовый зал, спортивный зал, библиотека) не должна превышать
предельно допустимых концентраций для атмосферного воздуха в населенных
пунктах.
6. Состояние холодного и горячего
водоснабжения.
В соответствии с установленными
требованиями подводкой горячей и холодной воды должны быть обеспечены помещения
пищеблока (буфета), медицинский пункт, душевые, учебные кабинеты начальных
классов, кабинеты физики, химии, черчения и рисования, туалеты для детей и
персонала, учебные мастерские.
7. Наличие резервных источников
горячего водоснабжения в помещениях пищеблока (буфета), медицинского пункта и
туалетах, которые эксплуатируются в отсутствие централизованного горячего
водоснабжения в период профилактических работ в котельных и на инженерных сетях
централизованного горячего водоснабжения.
8. Обеспеченность
механизированной подачи воды в пищеблок (буфет), медицинский пункт, туалеты при
отсутствии централизованного (холодного и горячего) водоснабжения.
9. Состояние централизованной
канализации, а при ее отсутствии – автономной канализации здания, выгребов или
локальных очистных сооружений.
10. Наличие журнала технической
эксплуатации здания (общего и технического состояния здания), актов проверки
готовности кабинетов к новому учебному году, а также актов опрессовки
отопительной системы, проверки ртутьсодержащих и ионизирующих приборов,
находящихся в помещениях учреждения.
Проверка
территории
При проверке
территории ОУ комиссия оценивает:
1. Наличие и состояние ограждения
учреждения по всему периметру территории.
2. Соблюдение требований к
озеленению территории.
3. Наличие и состояние наружного
электрического освещения территории учреждения.
4. Состояние учебно-опытной зоны
и ее площадь.
5. Наличие обновленных
указательных знаков дорожного движения при подъезде к учреждению.
6. Состояние
физкультурно-оздоровительной зоны и соблюдение требования о ее расположении на
расстоянии не менее 25 м от здания.
7. Наличие площадки для сбора
мусора и договора со специализированными организациями о вывозе мусора,
состояние мусоросборников, соблюдение требования о местонахождении площадки для
сбора мусора на расстоянии не менее 25 м от окон и от входа в столовую.
Проверка
учебных кабинетов и библиотеки
В ходе
инспекции учебных кабинетов и библиотеки комиссия проверяет:
1. Готовность учебных кабинетов к
осуществлению образовательного процесса.
2. Санитарное и техническое
состояние учебных кабинетов, учебных мастерских.
3. Обеспеченность учебных
кабинетов ученической мебелью, ее состояние и маркировку.
4. Наличие аудиовизуальных
технических средств обучения и их состояние.
5. Наличие комплекса
дидактических материалов, типовых заданий и тестов.
6. Соблюдение эстетических
требований к оформлению учебного кабинета (наличие постоянных и сменных
учебно-информационных стендов, учебной и методической литературы).
7. Состояние фонда учебников.
8. Наличие научно-педагогической,
научно-популярной, справочной и методической литературы.
Территория
общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение
предусматривают из расчета не менее 50% площади его территории. Деревья
высаживают на расстоянии не менее 15 м, а кустарники – не менее 5 м от здания.
При озеленении территории не используют деревья и кустарники с ядовитыми
плодами.П. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10
Оценка
состояния пищеблока и помещений для хранения продуктов
Оценка
состояния пищеблока и подсобных помещений для хранения продуктов
предусматривает проверку:
1. Состояния технологического и
холодильного оборудования.
2. Маркировки кухонного инвентаря
и кухонной посуды для сырых и готовых пищевых продуктов.
3. Отдельных разделочных столов,
ножей и досок из дерева твердых пород (без щелей и зазоров) для разделки сырых
и готовых продуктов (не допускается использовать разделочные доски из пластмассы
и прессованной фанеры).
4. Посуды из нержавеющей стали
для приготовления компотов и киселей.
5. Отдельной посуды для кипячения
молока.
6. Состояния столовой посуды и
соответствия количества одновременно используемой столовой посуды и приборов
списочному составу детей.
7. Состояния плиты для
приготовления пищи, наличия аварийного титана.
8. Наличия посудомоечных ванн, их
состояния и количества.
9. Маркировки уборочного
инвентаря, моющих средств, специальной ветоши, мочалок и щеток для мытья
посуды.
С 1 сентября вступают в силу новые санитарные
правила и нормы для школ СанПиН 2.4.2.2821-10. Они содержат все, ставшие уже
традиционными, требования, за исключением требований к организации школьного
питания. Их будут по-прежнему определять СанПиН 2.4.5.2409-08.
Кроме этого,
проверяется:
состояние холодильных камер или
холодильников для скоропортящихся пищевых продуктов, наличие в них специальных
полок, легко поддающихся мойке, а также тары с крышкой для хранения сметаны и
творога, наличие тары для хранения крупы, муки, макаронных изделий и тары для
перевозки продуктов, стеллажей и шкафов для хранения ржаного и пшеничного
хлеба;
состояние темных помещений для
хранения картофеля и корнеплодов, наличие отдельных стеллажей для хранения
капусты, ларей для хранения квашеных, соленых овощей, ящиков для хранения
плодов и зелени, условий для хранения продуктов, имеющих специфический запах
(специй, сельди);
наличие актов о проведении
электроизмерительных работ (проверки состояния заземления и изоляции
электросетей, электрооборудования, испытания и измерения сопротивления изоляции
электропроводов), а также готовности оборудования пищеблока к новому учебному
году.
Оценка
санитарного состояния ОУ
В ходе
инспекции санитарного состояния ОУ комиссия проверяет:
1. Состояние уборочного
инвентаря, дезинфицирующих растворов и моющих средств (в т. ч. наличие
маркировки с указанием названия дезинфицирующего средства, его концентрации,
предназначения, даты приготовления) и условия их хранения.
2. Установленный порядок
проведения влажной уборки учебных помещений и пищеблока.
3. Планирование мероприятий на
случай неблагоприятной эпидемиологической ситуации.
4. Обеспеченность работников
спецодеждой, наличие мест для ее хранения.
Проверка
медицинского пункта и помещений для занятий физкультурой
При проверке
медицинского пункта комиссия оценивает:
наличие комнаты для заболевшего
ребенка;
наличие необходимого медицинского
оборудования и его состояние;
условия хранения скоропортящихся
лекарственных средств;
установленный порядок дезинфекции
медицинских инструментов многоразового пользования;
своевременность прохождения
персоналом медосмотров;
наличие необходимой документации:
медицинских книжек, санитарного журнала, инструкций по эксплуатации
медицинского оборудования, акта проверки физиотерапевтического оборудования и
др.
В медицинском
кабинете, помимо обеззараживания помещения и предметов обстановки, необходимо
дезинфицировать медицинские инструменты в соответствии с указаниями по
дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского
назначения. Предпочтение следует отдавать стерильным медицинским изделиям
одноразового применения.П. 12.10. СанПиН 2.4.2.2821-10
Во
время проверки помещений для занятий физической культурой комиссия анализирует
санитарно-техническое состояние физкультурного зала, открытых спортивных
площадок, спортивного оборудования и инвентаря. В учреждении должны быть
оформлены акты испытания гимнастических снарядов и оборудования в физкультурном
зале и на спортивной площадке.
Оценка
противопожарного и антитеррористического состояния ОУ
Оценивая
противопожарное состояние и уровень антитеррористической защищенности здания
ОУ, комиссия проверяет:
1. Состояние эвакуационных
выходов.
2. Оснащение здания ОУ средствами
оповещения людей о пожаре.
3. Наличие и состояние
противопожарного водоснабжения и первичных средств пожаротушения: ручных
огнетушителей, пожарных кранов, рукавов, водоемов и резервуаров.
4. Наличие предписывающих и
указательных знаков безопасности в коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных
клетках и дверях.
5. Состояние наружных пожарных
лестниц, лестниц-стремянок и ограждений на крышах здания (допускается покрытие
нижней части наружных вертикальных пожарных лестниц легкоснимаемыми щитами на
высоту не более 2,5 м от уровня земли), слуховых окон чердачных помещений (они
должны быть остеклены и находиться в закрытом состоянии), приямков окон
подвальных и цокольных помещений.
6. Наличие и состояние
электрических фонарей на случай отключения электроэнергии автоматической
пожарной сигнализации, а также договоров на ее обслуживание.
7. Состояние системы
видеонаблюдения.
8. Наличие кнопки экстренной
связи с органами внутренних дел.
9. Наличие необходимой
документации: правил пожарной безопасности; плана эвакуации в случае
возникновения пожара, утвержденного приказом руководителя учреждения и
согласованного с органами пожарного надзора; инструкций, определяющих порядок
действий персонала при пожаре; приказов о назначении ответственных за состояние
электрохозяйства и пожарную безопасность, а также приказов о мерах ее
обеспечения и об установлении противопожарного режима; документов,
подтверждающих прохождение курсов по программе "Пожарно-технический
минимум для ответственных за пожарную безопасность"; журналов инструктажа
по пожарной безопасности; договора на оказание охранных услуг; актов о замере
сопротивления изоляции электропроводки и проверки пожарных кранов на водоотдачу
и т. д.
Укомплектованность
учреждения педагогическими кадрами комиссия оценивает по следующим критериям:
достаточность количества
педагогических работников;
правильность расстановки
педагогических работников.
Оформление
результатов проверки
По итогам проверки
ОУ комиссия составляет акт о готовности (неготовности) учреждения к новому
учебному году.
В случае если
комиссия принимает решение о неготовности учреждения к новому учебному году, в
акте указываются нарушения, которые необходимо устранить, и устанавливается
срок их устранения.
По истечении
установленного срока в ОУ проводится проверка на предмет устранения нарушений.
Если нарушения не устранены, учредитель может принять решение о приостановлении
деятельности учреждения. Кроме того, за нарушение норм пожарной безопасности и
санитарных норм руководитель ОУ может быть привлечен к административной
ответственности.
Нормативные
документы
Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
(ред. от 07.02.2011)
Федеральный закон
от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (ред. от 29.12.2010)
Закон РФ от
10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 02.02.2011)
Федеральные
требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников (утв. приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106)
Федеральные
требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности
учебного процесса и оборудования учебных помещений (утв. приказом Минобрнауки
России от 04.10.2010 № 986)
Федеральные
требования к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических
работников, а также центров дистанционного образования детей-инвалидов
компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и
программным обеспечением для организации дистанционного образования
детей-инвалидов, а также к подключению и обеспечению технического обслуживания
указанных оборудования и программного обеспечения (утв. приказом Минобрнауки
России от 21.09.2009 № 341)
Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН
2.4.2.2821-10" (утв. постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 29.12.2010 № 189)
Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к организации
питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и
среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08" (утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 23.07.2008 № 45)
В.Г. Боровик,
начальник
отдела Управления надзора и контроля за деятельностью
органов
исполнительной власти субъектов РФ
Источник: Журнал "Справочник
руководителя образовательного учреждения" № 8, 2011 года |