Главная » 2013»Май»31 » Организация пеших прогулок с детьми в зеленые зоны города
11:03
Организация пеших прогулок с детьми в зеленые зоны города
Парки, скверы, набережные - достояние многих российских городов. Их жители могут хотя бы иногда прикоснуться к природе, не выезжая за пределы города. Прогулки с детьми в зеленой зоне приносят много положительных впечатлений, оказывают оздоровительное воздействие. Педагогические коллективы стараются эффективно использовать ближайшее природное окружение в работе с воспитанниками, что особенно актуально в летний период.
Пешие прогулки - один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой не только решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, но и воспитывается любовь, бережное отношение к природе родного города, края, удовлетворяются познавательные потребности, развивается наблюдательность, формируются основы экологической культуры. Особенно большие возможности для наблюдений во время пеших прогулок летом, когда цветут растения, много насекомых и птиц. Естественные природные условия оказывают также неоценимое закаливающее воздействие на детский организм.
В МБДОУ Детский сад № 1 "Улыбка" пешие целевые прогулки в зеленые зоны города проводятся в течение года, что позволяет воспитанникам закреплять знания, полученные в ходе не- посредственно образовательной деятельности, наблюдать за сезонными изменениями в природе, узнавать о достопримечательностях родного города. Основными целями таких прогулок являются укрепление здоровья детей, профилактика утомления, физическое и умственное развитие и, конечно, социализация дошкольников. Пешие прогулки по-могают поддерживать двигательную активность, способствуют познавательно-речевому, художественно-эстетическому и социально-личностному развитию воспитанников.
В пеших прогулках с выходом за пределы участка по улице, на которой расположено дошкольное учреждение, участвуют дети, начиная со второй младшей группы. Продолжительность прогулок увеличивается с учетом возраста воспитанников: от 30 мин для детей среднего дошкольного возраста до 1,5-2 ч - старшего.
Как и любая форма работы с детьми, организация целевых прогулок требует определенной подготовки. Так, в ходе предварительной работы воспитатель рассказывает детям о городе и его достопримечательностях, рассматривает иллюстрации, фотографии с изображениями города, выясняет, названия каких улиц они знают. В процессе беседы педагог напоминает воспитанникам о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
Важным моментом на этапе подготовки к прогулке является разработка маршрута к объекту в соответствии с темой. Для этого используются маршрутные листы. К данной работе, которая может стать домашним заданием, следует привлекать воспитанников и их родителей. Маршрут выбирается с учетом возраста и уровня физической подготовленности дошкольников. Для комфортного передвижения детей во время прогулки важно свести к минимуму количество пересечений проезжей части.
В группе воспитанникам можно предложить смоделировать маршрут и различные объекты (дорогу, перекресток, пешеходный переход) с помощью строительного конструктора или мозаики. В содержание прогулки, помимо бесед, наблюдений включаются различные игры и упражнения, количество, продолжительность и последовательность которых также определяются возрастом и уровнем физической подготовленности детей. Кроме того, для проведения тех или иных игр и упражнений педагог подбирает соответствующий инвентарь.
Предварительно воспитатель должен также осмотреть место прогулки, маршрут следования, согласовать его с заведующим ДОУ. О дате проведения предстоящего мероприятия дети и родители оповещаются заранее.
Одежда и обувь воспитанников в день прогулки должны соответствовать времени года и погодным условиям. Сопровождающие детей взрослые должны следить, чтобы у них не было перегрева или переохлаждения. При организации прогулки на дальние расстояния обязательно наличие аптечки, питьевой воды и средств гигиены.
Перед целевой прогулкой с воспитанниками проводится беседа о правилах поведения на улицах города, на природе. На этапе организации целевых прогулок за пределы детского сада ответственные лица (воспитатели и родители) проходят инструктаж по вопросам охраны жизни и здоровья детей.
Пешие прогулки, несомненно, вносят разнообразие в жизнь воспитанников ДОУ, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу, местность, где они живут. Как правило, в ходе прогулок по городу организуется посещение детьми памятников, парков и скверов. Город Осташков, где находится МБДОУ Детский сад № 1 "Улыбка", славится тем, что стоит на берегу озера Селигер, в котором обитает около 30 видов рыб. Среди них снеток, лещ, щука, судак, налим, ряпушка, язь. В XVII в. Осташковская слобода была центром промыслового рыболовства страны и поставляла озерную рыбу в Москву, Петербург, Тверь и другие города России. Селигер - судоходное озеро, по которому осуществляются пассажирские перевозки, действуют паромные переправы. Кроме того, Селигер - популярное место среди туристов. На его берегах работают многочисленные базы отдыха. Принимая во внимание значение озера для города и его жителей, педагоги включили в план пешие целевые прогулки с воспитанниками на набережную Селигера. В качестве примера в приложении 2 представлен конспект целевой прогулки на набережную озера.
Во время прогулок по городу дети получают положительные эмоции и яркие впечатления, которые затем выражают в своих рассказах, рисунках. После каждой прогулки педагог предлагает воспитанникам нарисовать то, что им больше всего запомнилось, и рассказать родителям дома, где они были, что нового увидели. В результате после каждой прогулки составляется тематический альбом, в котором представлены фотографии, рисунки и рассказы дошкольников.
Целевые прогулки создают прекрасные возможности для развития сенсорной сферы детей. Беседы с педагогом во время прогулки и последующие рассказы воспитанников о своих впечатлениях способствуют развитию у них диалогической и монологической речи. Кроме того, прогулки за пределы территории дошкольного учреждения позволяют закреплять на практике знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах. Таким образом, данная форма работы проводится не только с познавательной, но и практической целями.
К сожалению, то что нас окружает, со временем становится обычным, не привлекает нашего внимания. Благодаря пешим прогулкам дети учатся замечать интересное в обыденном, любоваться природой, ценить то, что их окружает.
Приложение 1 Перспективный план летних целевых прогулок с детьми средней группы
Тема прогулки Задачи Ответственный
Июнь
Набережная озера Селигер Закрепление знаний о достопримечательностях родного города. Воспитание чувства любви к родному городу. Знакомство детей с набережной. Уточнение представлений об озере Селигер Воспитатель
Сквер Воспитание бережного отношения к природе. Обучение детей правилам поведения в зеленой зоне. Знакомство с местоположением сквера. Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках. Знакомство с названиями улиц города Старший воспитатель
Июль
Парк Свободы Знакомство детей с парком.
Закрепление названий улиц по маршруту прогулки. Рассказ о труде взрослых - озеленителях. Воспитание уважения к труду взрослых. Рассматривание цветов на клумбах. Расширение представлений о деревьях и кустарниках Воспитатель
Парк микрорайона Уточнение представлений о растительном мире зеленых уголков города.
Знакомство с парком.
Закрепление названий улиц по маршруту прогулки. Знакомство с насекомыми, обитающими в парке Старший воспитатель
Август
Берег озера Селигер Воспитание любви и бережного отношения к природе родного города.
Формирование у детей представлений о том, что город Осташков находится на полуострове.
Уточнение представлений об обитателях озера Селигер. Наблюдения за изменением воды озера в разную погоду Воспитатель
Приложение 2 Конспект целевой прогулки на набережную озера Селигер с детьми средней группы
Предварительная работа: рассматривание с детьми иллюстраций, фотографий о городе, озере; чтение книг, беседы на темы "Озеро Селигер", "О родном крае", "История нашего края", "Улицы города", "Достопримечательности города", "Растительный мир нашего края" и др.; закрепление по ходу прогулки знаний правил дорожного движения. Оборудование: плоскостная игрушка, олицетворенная рыба ерш (Ерш Нилович), маршрутный лист, скакалка, питьевая вода, коврик, аптечка.
Ход прогулки:
(Во время проведения прогулки детей сопровождают воспитатель и родители.)
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях Ерш Нилович - обитатель озера Селигер. (Показывает детям плоскостную игрушку и говорит за нее с детьми.)
Ерш Нилович: Здравствуйте, ребята! Я пришел, чтобы пригласить вас на прогулку по нашему городу, на набережную озера. А вы знаете, как называется наш любимый город?
Дети: Осташков.
Ерш Нилович: Правильно. А как называется наше замечательное озеро?
Дети: Селигер.
Ерш Нилович: Я помню, вы приходили ко мне весной, но сейчас на набережной произошли перемены. Вы хотите узнать, что там изменилось?
Дети: Да!
Ерш Нилович: Тогда предлагаю снова отправиться в поход.
Воспитатель: А что прежде всего необходимо сделать, чтобы отправиться в путь?
Дети: Выбрать маршрут.
Ерш Нилович: Давайте посмотрим на нашу карту. По каким улицам мы шли в прошлый раз? Посмотрите, по каким еще улицам можно пройти?
(Дети с воспитателем рассматривают карту, выбирают маршрут.)
Ерш Нилович: Ребята, а вы знаете, в каком месте можно переходить дорогу?
Дети: По пешеходному переходу.
Ерш Нилович: Верно. Думаю, вы готовы. Тогда в путь!
(Во время движения воспитатель обращает внимание детей на названия улиц, здания и постройки, деревья, кустарники.)
Ерш Нилович: Вот мы и пришли. Посмотрите, какая красота! Что здесь изменилось? Какие стали деревья, трава? Какие цветы распустились?
Ерш Нилович: Наше озеро глубокое и чистое, поэтому в нем много разных рыб. Рыбы маленькие, большие, а еще есть хищники. Одна из них - щука. Она охотится за окунями, ершами, плотвой. Того и гляди кого-нибудь из вас схватит. Не боитесь? А ну, сейчас проверим!
Игра "Рыбки за камушками" Дети выстраиваются по кругу парами. Один - камушек, другой - рыбка. По сигналу ведущего в центр круга выбегают рыбки и плавают, по команде Щука - прячутся за камушками. Щука должна их успеть поймать. Кого она поймает, тот выбывает из игры.
Ерш Нилович: Ой, ребята, смотрите. А это кто там вдалеке?
Дети: Теплоход, лодки.
Ерш Нилович: Наше озеро очень большое, по нему ходят теплоходы. Очень интересно рассмотреть просторы с палубы судна. Мы с вами обязательно совершим такое путешествие. Посмотрите, что еще вы видите?
Дети: Лодки, а в них рыбаки.
Ерш Нилович: А вы ходите на рыбалку? Умеете рыбу ловить? Сейчас проверим.
Игра "Рыбак и рыбки" Дети выстраиваются по кругу, ведущий - Рыбак вращает скакалкой и ловит рыбок. Дети через нее прыгают. Тот, кто коснется скакалки, отходит в сторону - рыбка поймана.
Воспитатель: Побегали мы, поиграли. Немножко устали. Давайте отдохнем на полянке. Посмотрите, какие цветы здесь распустились?
Дети: Белые ромашки, синие колокольчики, душистый клевер.
Воспитатель: Скажите, можно рвать цветы на полянке?
Дети: Нет, если их сорвать, они быстро завянут. Цветы надо беречь.
Воспитатель: Правильно. Пусть они растут на полянке и радуют окружающих своей красотой. Давайте и мы полюбуемся окружающей нас красотой.
(Дети рассаживаются на полянке, воспитатель читает стихотворение.)
Воспитатель: Селигер, Селигер, удивительный край! Он похож на земной, на пленительный рай. И всего-то здесь небо да лес, да вода, Отчего ж, как магнитом, нас тянет сюда? То ль зовут сосняки на крутых берегах, То ли сена стожки на уютных лугах. Может, плесов простор? Может, речек покой? Ведь нигде тишины не отыщешь такой. Вновь и вновь бы бродить по душистым борам, Поклоняясь несметным природным дарам, Или в лодке грести вдоль стены тростника И внимать чудесам, что дарует река. И следить за полетом жуков и стрекоз, И смотреть, как заря окунается в плес, И молиться, чтоб все это жило всегда, И мечтать каждый год возвращаться сюда. (Т. Зотова)
(Воспитатель беседует с детьми по тексту произведения.)
Ерш Нилович: Ребята, посмотрите, какие красивые кустарники. (Обращает внимание на иву.) Это ива. У нее тонкий ствол, гибкие ветки, которые склоняются до земли, и вытянутые листочки, похожие на лодочки. Иву называют плакучей, потому что с ее листочков падают капельки, как слезинки.
Ерш Нилович: А какие еще деревья, кустарники растут вдоль набережной?
Дети: Береза, тополь, клен, шиповник, акация.
Ерш Нилович: Вспомните, весной на деревьях были листочки?
Дети: Нет, весной были почки.
Ерш Нилович: А сейчас?
Дети: Деревья покрылись зелеными листочками.
Ерш Нилович: Теперь я хочу узнать, все ли из вас знают названия деревьев и кустарников, которые здесь растут?
Дети: Все знаем.
Ерш Нилович: Сейчас проверим.
Игра "Беги к дереву" Воспитатель называет дерево, дети должны к нему подбежать. Кто ошибется и подбежит не к тому дереву, тот выбывает из игры.
Воспитатель: Ерш Нилович, настала пора нам с тобой прощаться. Спасибо за интересную прогулку.
Ерш Нилович: Ребята, вам понравилось отдыхать на набережной? Скажите, что нового вы увидели и узнали?
Дети: На деревьях зеленые листочки, расцвели цветы, в озере Селигер обитает хищная рыба щука. Сегодня на озере гладь, безветрие, озеро зеркальное. Вдоль берега раскинула свои ветви ива.
Ерш Нилович: Вы придете ко мне в гости на набережную Селигера?
Дети: Да!
Ерш Нилович: Я вас буду ждать! До встречи!
(Дети прощаются с Ершом Ниловичем, благодарят за интересную прогулку. Возвращаются в детский сад. Вечером воспитатель предлагает им нарисовать набережную озера Селигер, оформить альбом и рассказать родителям о познавательной прогулке.)