Суббота, 12.10.2024, 06:11
АДМИНИСТРАТИВНО - ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РАБОТА
И ОХРАНА ТРУДА В ШКОЛЕ
Главная | RSS
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Меню сайта
Кадровые вопросы
Наш опрос
Как вы считаете: кто "главный" в школе?
1. Директор
2. Зам. по АХР
3. Я
4. Учитель
5. Зам. по УВР
6. Уборщица
7. Вахтёр
8. Сторож
Всего ответов: 138
КАРТА
Здесь был
Радио онлайн
Главная » 2013 » Март » 6 » Разрешение конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе
19:40
Разрешение конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе
Конфликты в педагогическом коллективе – проблема известная и распространенная. Основную часть дня педагоги проводят на работе, взаимодействуя друг с другом. Большая загруженность, несовпадение целей, интересов, позиций и точек зрения являются основными причинами возникновения конфликтных ситуаций.

Если в коллективе, которым вы руководите, возник конфликт, не стоит паниковать: помните о том, что конфликты могут приводить не только к недовольствам и разногласиям, но и иметь позитивное значение. Противостояние конфликтующих сторон, как правило, выявляет проблемы в управлении школой, а также стимулирует работников к положительным внутренним изменениям и профессиональному росту.

Насколько быстро конфликт в педагогическом коллективе будет разрешен, во многом зависит от действий директора школы. Критериями его компетентности в данном вопросе будут выступать:
владение навыками неконфликтного взаимодействия в сложных ситуациях;
способность к анализу и оценке возникающих конфликтных ситуаций в коллективе;
понимание причин возникновения конфликтов между членами коллектива;
конструктивное отношение к конфликтам в коллективе и формирование такого отношения у своих подчиненных;
умение прогнозировать возможные негативные последствия конфликтов;
владение навыками эффективного урегулирования противоречий в коллективе.

В случае если конфликт произошел между членами педагогического коллектива, директору школы целесообразно выступить в роли "посредника": внимательно выслушать обе стороны и найти точки соприкосновения между ними.

Приведем пример из жизни. Молодая учительница географии посещала курсы повышения квалификации, на которых узнала о новом методе проведения промежуточных зачетов, смысл которого заключается в том, что ученикам разрешается пользоваться учебниками во время подготовки к ответу, что способствует развитию у них навыков быстрого анализа информации и выделения из нее главного. Учительница решила применять данный метод в своей педагогической практике.

Под конфликтом понимается столкновение двух и более людей в процессе взаимодействия, связанное с отсутствием у них единого мнения по поводу какой-либо ситуации или проблемы. Для каждой из сторон он может иметь личную или деловую значимость.

Новшество детям очень понравилось, а один из учеников даже выразил сожаление, что не все учителя пользуются этим методом, в частности – учитель истории. На это высказывание учительница географии ответила, что учительница истории, скорее всего, не знакома с новым методом обучения.

Через некоторое время во время зачета по истории тот же ученик спросил учительницу, почему она не разрешает пользоваться учебниками, как это делает учительница географии? Педагог ответила, что ей важно, чтобы дети учили историю, а не занимались списыванием, по- скольку копировать текст из учебника, конечно, проще, чем учить! Дальнейшее высказывание ученика и вовсе привело зачет к срыву: он заявил, что учительница истории просто не знакома с новым методом, а работает "по старинке". Мальчика поддержал весь класс.

На перемене между педагогами произошел деловой разговор, который очень скоро перешел в выяснение личных отношений. Директор школы, проходя мимо, услышала только его часть, но поняла, что между коллегами возник конфликт, который необходимо урегулировать.

Рассмотрим основные действия, которые необходимо предпринять директору школы для разрешения данного конфликта.

Шаг 1. Собрать полную информацию о конфликте: поговорить с каждой учительницей наедине, стараясь максимально снизить их негативные эмоции по отношению друг к другу; понять, что послужило причиной конфликта; узнать, в каких они находятся отношениях.

Шаг 2. Вспомнить свой опыт разрешения конфликтов (как позитивный, так и негативный) и попробовать перенести его на данную ситуацию.

Шаг 3. Проанализировать максимально объективно конфликт на основании полученной от учительниц информации, воздерживаясь от субъективных взглядов на проблему и личности коллег.

Шаг 4. Составить план действий по урегулированию конфликта:
попросить, чтобы учительница истории повторила, что конкретно сказал ученик и в каком контексте (ребенок мог интерпретировать сказанное по-своему), а учительница географии – свои слова, высказанные перед классом в адрес учителя истории;
сказать, что использовать новые методы в обучении – это похвально, но и традиционные, проверенные на опыте методы преподавания, приводят к отличным результатам;
определить перспективы взаимодействия коллег в ближайшем будущем. Например, можно предложить, чтобы учительница истории посетила урок географии и посмотрела, как на практике работает новый метод принятия зачета. Учительнице географии, в свою очередь, можно предложить посетить урок истории и выслушать советы более опытной коллеги.

Шаг 5. Реализовать составленный план.

Конфликтная ситуация может возникнуть не только между членами коллектива, но и между руководителем и подчиненным. В этом случае алгоритм действия по ее разрешению меняется.

Рассмотрим еще один пример из школьной жизни. Директор попросила педагога-психолога (со специальным педагогическим образованием) провести на следующий день уроки во 2 "А" классе, поскольку их учительница заболела, а остальные учителя начальных классов заняты на своих уроках. На это психолог ответила, что она недавно провела психодиагностическое обследование учеников шестых классов и ей нужно обработать огромное количество тестов, а затем проанализировать полученные результаты. Однако свой отказ она четко не сформулировала, и директор решила, что ее просьба будет выполнена.

На следующий день педагог-психолог во 2 "А" класс не пришла, а занялась обработкой тестов в своем кабинете. Урок провела завуч, после чего сообщила об этом директору школы. Директор, в свою очередь, вызвала психолога к себе в кабинет для того, чтобы высказать свои претензии и прояснить сложившуюся ситуацию.

По мнению директора, педагог-психолог – отличная кандидатура для замены заболевшего учителя начальных классов, по-скольку у нее есть соответствующее образование. В свою очередь, педагог-психолог придерживается той позиции, что у нее много своей работы, которую кроме нее никто больше сделать
не сможет. Как разрешить данную конфликтную ситуацию? Рассмотрим основные действия.

Шаг 1. Вспомнить свой опыт участия в конфликтах с подчиненными (как позитивный, так и негативный) и попробовать перенести его на данную ситуацию.

Шаг 2. Проанализировать максимально объективно конфликт, воздерживаясь от субъективных взглядов на проблему и личность педагога-психолога.

Шаг 3. Составить план действий по урегулированию конфликта:
создать доверительную атмосферу в общении с педагогом-психологом, например, предложить ей чашку чая или кофе, поговорить на отвлеченную тему;
дать понять педагогу-психологу, что бывают такие безвыходные ситуации, когда ее помощь как учителя начальных классов необходима для того, чтобы не прерывался учебный процесс;
попросить в следующий раз более четко формулировать свой отказ выполнить просьбу руководителя, чтобы можно было найти другой выход из сложившейся ситуации – например, перенести срок сдачи результатов тестирования на неделю позже;
снять напряжение, возникшее во время разговора (лучшее средство – юмор).
Шаг 4. Реализовать составленный план.

Для разрешения конфликта между директором школы и подчиненным можно использовать известную в психологии технику трехстороннего восприятия. Ее суть заключается в том, что директор смотрит на конфликтную ситуацию поочередно с трех сторон: своей, подчиненного и наблюдателя.

Рассмотрим, как эта техника реализуется на практике.
1. Представьте, что вы подчиненный, и произнесите (вслух или мысленно) слова, которые выражают его мнение по поводу сложившейся ситуации.
2. Перейдите в позицию руководителя и выскажите свое отношение к ситуации.
3. Перейдите в позицию наблюдателя и попробуйте проанализировать ситуацию независимо от мнений подчиненного и руководителя:
определите позитивные намерения, скрывающиеся за поведением подчиненного и руководителя (например, в приведенной выше ситуации педагог-психолог четко аргументировала свой отказ выходить на замену заболевшей учительницы тем, что она торопится выполнить свою непосредственную работу, а директор школы обеспокоен тем, что второклассники остались без педагога и надо срочно найти ему замену);
определите, какие позитивные намерения каждого из участников конфликта являются общими (например, педагога-психолога и директора школы объединяет ответственное отношение к своей работе);
дайте советы (минимум 3–4) руководителю, как лучше построить взаимоотношения с подчиненным ("поговорите с ним вечером после
работы в неформальной обстановке", "объясните ему, что в результате его поведения могли пострадать дети", "расскажите ему о том, что такие замены часто проводятся в других школах" и т. д.).
4. Перейдите в позицию руководителя и подумайте, какие советы наблюдателя вы бы могли реализовать на практике.
5. Разыграйте еще раз диалог между руководителем и подчиненным, используя полученную информацию и советы наблюдателя.
6. Если конфликт не разрешился, перейдите в позицию наблюдателя, посмотрите на новые взаимоотношения руководителя и подчиненного и дайте им оценку.

Разыгрывать коммуникативные ситуации, переходя из одной позиции в другую, необходимо до тех пор, пока стороны конфликта не придут к согласию.

Для того чтобы конфликты в коллективе возникали как можно реже, директору школы необходимо:

контролировать выполнение каждого своего поручения, т. к. отсутствие контроля может навести педагогов на мысль, что выполняемая ими работа не так важна;
отмечать успехи, достижения и любые проявления инициативы своих подчиненных;
не давать подчиненным обещания, если нет уверенности в том, что они будут выполнены;
критиковать подчиненных, не переходя на личности;
не допускать обсуждения подчиненных за глаза;
признавать свои ошибки и вовремя отменять неправильные решения.

Если же конфликт все-таки возник, директор ни в коем случае не должен:
 расширять предмет конфликта;
 вставать заочно на сторону одного из подчиненных;
 предвзято относится к подчиненному, спровоцировавшему конфликт;
 давать волю своим эмоциям.

Использование этих рекомендаций в управленческой практике поможет директору школы не только эффективно разрешать конфликтные ситуации, но и сохранять в коллективе безопасную психологическую среду.

Источник:

Просмотров: 6461 | Добавил: Вован | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив новостей
Друзья сайта


Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру

Школьный образовательный проект S-COOL.RU

  • Кадровая работа
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Giveaway of the Day


    Статистика

    Сейчас на сайте всего: 1
    из них гостей: 1
    и пользователей: 0



    Каталоги сайтов

    Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов OpenLinks.RU



    Яндекс.Погода
    Поиск
    Поиск
    Copyright MyCorp © 2024
    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100